ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР НА РВУ
Том LVII, С. 74-77
опубликовано: 22 июля 2024г.

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР НА РВУ

многопрестольный храм-памятник «взятию Казани» царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в окт. 1552 г., возведенный в Москве, в юж. части Красной пл. (совр. адрес - Красная пл., 2), на спуске от посада к Москве-реке. По одному из престолов, посвященному св. Василию Блаженному, Христа ради юродивому, к-рый был погребен некогда на находившемся здесь погосте, часто называется храмом Василия Блаженного («Василий Блаженный»). Это наиболее известный и изученный памятник древнерус. архитектуры, признанный символ самобытности рус. искусства (ныне является отделом ГИМ Покровский собор).

Основным источником сведений по истории собора в XVIII-XIX вв. служила опоясывавшая его храмозданная надпись (летописец) 1683 г. на изразцах (разобрана в процессе ремонта 1781-1784 гг.; опубл. в 1792). Сведения из нее в сравнении с данными летописей и других документов были включены в труды по истории древностей Москвы П. В. Хавского и И. М. Снегирёва (подробнее см.: Баталов. 2016). Первым научным трудом по истории собора является рукопись его клирика, прот. И. Кузнецова (подготовлена к печати в 1918, не изд.). Определение места архитектуры собора в истории древнерусского зодчества, генезис его форм и общей композиции стали темой историко-архитектурных исследований во 2-й пол. XIX в., в эпоху возрастания интереса к национальному средневековью. Тогда были сформулированы идеи об уникальности архитектуры Покровского собора и о непохожести его на др. памятники средневек. отечественного зодчества, что объясняли родством с ислам. строительными приемами (Ф. Куглер). В то же время были высказаны идеи о независимости и самобытности рус. архитектуры средних веков и о повторении в архитектуре Покровского собора форм деревянных храмов, построенных на Руси, или о заимствовании купольных форм из Индии (Н. Свиязев, П. Лашкарёв, И. Е. Забелин, А. М. Павлинов). К нач. XX в. в трудах Ф. Ф. Горностаева, М. В. Красовского собор рассматривался как памятник московского каменного зодчества, образцом для него был признан храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в подмосковном Дьякове, близ царского с. Коломенского. В наст. время одним из предметов дискуссии является происхождение и личности мастеров - строителей Покровского собора, имена которых стали известны из 3-й редакции Жития свт. Ионы, митр. Московского («дарова Бог дву мастеров руских. Посника и Барму»; в летописях XVII в., напр. в Пискаревском летописце 40-х гг., упомянут один Барма «с товарищи»). О применении шатровых форм в русской архитектуре позднего средневековья была выдвинута теория имманентного, собственно русского их происхождения с постепенным накоплением знаний и закономерным созданием Покровского собора как вершины древнерус. зодчества (монография Н. И. Брунова, статьи Д. П. Сухова, С. В. Безсонова, М. А. Ильина). В работах зарубежных историков-славистов (Дж. Гамильтон, Ф. Кемпфер) Покровский собор рассматривался как вариант влияния архитектуры европ. Ренессанса. С кон. 80-х гг. XX в., после пересмотра даты строительства ц. Усекновения в Дьякове, после подробного иконографического анализа архитектурных форм Покровского собора и близких по времени возведения памятников каменного зодчества Москвы и Московской Руси 2-й пол. XVI в., после научной реставрации собора (1954-1955), была сформулирована концепция уникальности программы, приведшей к появлению принципиально нового типа центрического многопридельного церковного здания, к-рое в свою очередь стало образцом для подражания. Впосл. мастера по-разному адаптировали его формы в строительную традицию возведения храмов (А. Л. Баталов).

Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. 1555–1561 гг. Фотография. 2019 г. Фото: Ф. А. ЗверевСобор в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. 1555–1561 гг. Фотография. 2019 г. Фото: Ф. А. ЗверевКак установил Баталов, ров за крепостной стеной Кремля на востоке, в сторону Великого (Большого) посада, с нач. XVI в. стал зоной обетного строительства московских государей (Там же. С. 55-67). Деревянная ц. Св. Троицы была построена здесь весной 1553 г., о чем подробнее летописей сообщает 3-я редакция Жития свт. Ионы, Московского чудотворца. О создании деревянной церкви «о Казанской победе» в офиц. летописи упомянуто в статье, посвященной событиям осени 1554 г.: 30 сент., накануне престольного праздника, освятили новую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Как отметил Баталов, уже этот деревянный храм был многопрестольным (Там же. С. 111-117). Каменный собор, возведенный в 1555-1561 гг. на месте разобранного, имел 8 приделов с теми же посвящениями, что и в деревянном здании (за исключением Никольского): в честь Покрова Пресв. Богородицы, во имя Св. Троицы, в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Трех патриархов, сщмч. Григория Армянского, прп. Александра Свирского, прп. Варлаама Хутынского, сщмч. Киприана и мц. Иустины. Покровский престол в центральном шатре был освящен 29 июня 1555 г., в день прибытия в Москву чудотворной Вятской-Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (что обусловило добавление Никольского престола), об этом дне сведения были внесены в храмозданную надпись на стенах церкви (Яковлев. 1962). В Степенной книге царского родословия (до 1563) как повод для возведения Покровского собора помимо взятия Казани упоминается также присоединение Астрахани; современные исследователи (М. С. Флайер, Баталов) посвящение большинства приделов связывают не только с почитанием святых, в чей день празднования произошло то или иное событие в ходе «Казанского взятия», но и с воплощением «моления о чадородии», с почитанием «новых русских чудотворцев» как покровителей Русского царства.

Пространственная структура Покровского собора определялась основными задачами церковного зодчества грозненской эпохи с 60-х гг. XVI в.: созданием многопридельных храмов с дополнительными небольшими церквами, к-рые требовалось соединить между собой в гармоничную и функциональную структуру для прославления т. о. «новых чудотворцев», святых национальной Церкви, престолы во имя которых включались в архитектурный ансамбль. Общим основанием для Покровского собора стали галереи-гульбища, соединявшие отдельные столпы с шатровыми покрытиями в 2-ярусный комплекс. Нижние этажи-подклеты собора представляли собой связанные помещения, а церкви верхнего яруса были обособлены, но соединены галереями-коридорами, обеспечивавшими круговой обход собора. Каждая придельная церковь имела самостоятельный клир, свое значение в соборном городском служении и в его сакральной топографии: в определенные дни особый придел становился центром общегородских литийных богослужений.

Интерьер центрального Покровского придела. Фотография. 2019 г. Фото: Ф. А. ЗверевИнтерьер центрального Покровского придела. Фотография. 2019 г. Фото: Ф. А. ЗверевЦентричность композиции подчеркнута более высоким, чем остальные, шатром Покровского храма, однако она не является абсолютной, т. к. четверик этой церкви смещен по оси «север-юг» из-за устройства алтарной части. В углах композиции находятся т. н. большие приделы (Входа Господня в Иерусалим, Св. Троицы, свт. Николы Великорецкого, сщмч. Киприана и мц. Иустины), поставленные по осям октагона. Уникальность Покровской ц. обусловлена поставлением 2 восьмериков на четверик, остальные приделы возведены по типу восьмерик на четверике, их конструкция скрыта различными декоративными приемами. Соединение в общую композицию 9 столпообразных сооружений, каждое из к-рых имеет индивидуальное декоративное внешнее и внутреннее решение, самостоятельную по форме и оформлению главу и цветовое решение, оказалось возможным благодаря открытому гульбищу на аркадах-галереях, огибающему храм со всех сторон. Исследователи считают, что, изменяя декоративную внутреннюю отделку, архитектор подчеркнул иерархию приделов. При проведении реставрации в 1954-1955 гг. внутри стен были обнаружены деревянные связи, своего рода каркас, благодаря к-рому до начала строительства в кирпиче были определены местоположение, размер и форма всех элементов ансамбля; это сделало возможным при строительстве обойтись без чертежей. Сочетание подобных архитектурных, конструктивных и декоративных приемов позволило предположить, что собор был возведен зодчим, причастным к архитектуре итал. Возрождения, опытным в проектировании идеальных храмов, как «собиратель моделей» храма Гроба Господня в Иерусалиме (Там же. С. 218-277, 365-375). Т. о., Покровский собор, с одной стороны, исключительное сооружение, свидетельствовавшее о проявлении европейских связей в московской каменной архитектуре 2-й пол. XVI в. с другой - своего рода памятник «ориентального» языка европ. архитектуры на службе рус. царю.

Некогда собор имел «стенову» (в виде стены) звонницу, стоявшую отдельно от него, 2 яруса звона и шатровые завершения (не сохр.), без церковных помещений; ее прообразом считают звонницу собора Св. Софии в Новгороде.

При царе Феодоре Алексеевиче, с 1680 г., шел ремонт собора, в результате к-рого были частично заложены аркады подклета, туда перенесли престолы 13 стоявших на Рву обетных церквей (известны по плану 1780; позднее разобраны). Церковь, где располагались мощи св. Василия Блаженного, была дополнена сев. приделом и вскоре надстроена 2-м этажом. У гульбища появились кровли на ползучих арках, на площадках - 4 шатровых рундука, звонница перестроена по типу восьмерик на четверике, сделана 1-я орнаментальная роспись собора и колокольни. Главы покрыли дощатым железом разных образцов, церкви и паперти - черепицей, тогда же была сделана изразцовая храмозданная надпись. Из иконографических источников известно, что центральный шатер собора (собственно храм с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы) окружали 8 декоративных главок, 8-гранный барабан придела в честь Входа Господня в Иерусалим - 4 главки. В 1781-1784 гг. были заложены все подклеты, разобрана надпись 1683 г., стены внутри и снаружи покрыты травчатым орнаментом, впервые появилась тематическая роспись в Покровской ц. (возобновлена маслом в 1841-1845).

В чиновниках московского Успенского собора XVII в. в московском варианте чина «хождения на осляти» в Вербное воскресенье (Неделю ваий) в сер. XVI-XVII в. Покровский собор фигурировал под именем «Иерусалима», к нему из Кремля ехал патриарх в сопровождении царя, ведущего под уздцы осла. После упразднения этой церемонии в Вербное воскресенье память об «иерусалимских» прообразах Покровского собора была утрачена. С кон. XVII в. он стал прежде всего почитаться как место упокоения самых известных Московских юродивых - Василия, Иоанна, Максима (на близлежащей ул. Варварке).

После Отечественной войны 1812 г. собор был восстановлен, в 1817 г. архит. О. И. Бове создал подпорную стену из кирпича с юж. стороны, чугунную ограду. Со 2-й пол. XIX в. в архитектуре новой столицы Российской империи образ и формы Покровского собора были восприняты как образец постройки храмов в средневек. Руси и послужили прообразом мемориального храма Спаса на Крови (см. Воскресения Христова собор). В 1931 г. к сев. фасаду собора был перемещен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (И. П. Мартос, 1804-1818), что завершило формирование совр. ансамбля Красной пл.

Ист.: ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 251-252, 255; Т. 21. Ч. 2. С. 674; Т. 29. С. 235; Т. 34. С. 189.
Лит.: Белянкин Л. Е. Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженнаго соборе в столичном г. Москве. М., 1847, 18672; Сухов Д. П. Новое в архитектуре Василия Блаженного // Вопросы реставрации / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1926. Вып. 1. С. 179-185; Снегирёв В. Л. Памятник архитектуры - храм Василия Блаженного. М., 1953; Соболев Н. Н., Яковлев И. В. Из истории исслед. и реставрации Покровского собора (Храма Василия Блаженного) в Москве // Ежег. ГИМ, 1960. М., 1962. С. 143-161; Яковлев И. В. О дате окончания строительства Покровского собора // Там же, 1961. М., 1962. С. 115-118; Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центр. площади. М., 1982. С. 398-403. № 41; Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в рус. архитектуре XVI-XVII вв. // Архит. наследство. М., 1988. Вып. 36. С. 22-42; Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве: Покровский собор. М., 1988; Бусева-Давыдова И. Л. Об изменении облика и названия собора Покрова на Рву // Архит. наследие Москвы / Ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1988. С. 40-51; Флайер М. С. Церковь Покрова на Рву и архитектоника моск. средневек. ритуалов // Сакральная топография средневек. города / Ред.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 40-50; Беляев Л. А. Архитектура собора Покрова на Рву в контексте раннего европ. ориентализма // Покровский собор в истории и культуре России: Мат-лы науч. конф., посвященной 450-летию Покровского собора (12-14 окт. 2011 г., Москва) / ГИМ; отв. ред.: Л. И. Лифшиц. М., 2013. С. 20-27; Игошев В. В. Исслед. группы аналогичных паникадил из московского Покровского собора и греч. храмов Санторини // Там же. С. 171-178; Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016; Троскина Н. Д. Собор Покрова на Рву: Ремонты и поновления 1670-1680-х гг. // Архит. наследство. М., 2019. Вып. 70. С. 42-58.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также